Новости региона

Перешли на онлайн-обучение. О лучших практиках дистанционного образования

20.05.2020

В первые недели перехода на дистанционное обучение возникало немало трудностей у всех участников образовательного процесса Рязанской средней школы. Данный формат ранее не практиковался и многие были не готовы к такому режиму морально и технически: у многих учителей не было представления о том, как обучить детей, не имея привычной доски и мела, прямого диалога и эмоционального контакта. А в некоторых семьях не оказалось технических средств для осуществления более или менее комфортного дистанционного обучения, в основном есть только смартфоны, с небольших экранов которых воспринимать объёмную информацию затруднительно.

Необходимо сказать и о том, что во время массового подключения обучающихся к образовательным интернет-ресурсам, многие сайты были перегружены, дети и родители нервничали, да и часто приходилось решать множество вопросов: дети забывали пароли, не могли разобраться с интерфейсом сайта, не могли найти или отправить работу.

Особое внимание хочется обратить на то, что многие никогда не пользовались электронной почтой, поэтому в первые недели нередко приходили сообщения от неизвестных авторов с текстом: «Вот моя работа за сегодня», в связи с чем возникало немало вопросов: «Кто этот я? Почему за сегодня, если урока сегодня не было?». С течением времени обучающиеся начали привыкать к этикету общения в сети, стали подписывать имя, фамилию, класс и даже ставить дату. Огромное спасибо хочется сказать родителям, которые, приходя после тяжелого рабочего дня, занимались отправкой сообщений с выполненным заданием учителям.

По мнению Елены Коркиной, учителя русского языка и литературы, навык правильного оформления письма, культура общения в Интернете – навык, необходимый человеку XXI века, так как дети, выпустившись из школы, не раз столкнутся с подобной задачей в учебных заведениях и повседневной жизни.

Дистанционная работа показала детям, что технические средства можно и нужно использовать не только для развлечений, но и для всестороннего развития личности. Так, например, детям было предложено посетить виртуальный «Музей Победы» в преддверии 9 мая, ознакомиться с материалами спецпроекта «Сказки в бомбоубежище: хроники детских садов и школ блокадного Ленинграда», где представлены живые истории, аудиоматериалы, фотографии рисунков самых маленьких очевидцев трагедии. А технические средства помогли даже организовать классный час в программе Zoom, где можно демонстрировать экран с презентацией, вести диалог с обучающимися, обсуждать моменты, возникающие по ходу ознакомления с материалом. Классный час «Дети войны», который был проведен в 5Б классе, был посвящён не только тем детям, которые принимали участие в военных действиях, но и маленьким труженикам тыла, узникам концлагерей.

– Если говорить непосредственно об образовательном процессе, то подготовка дистанционного урока сильно отличается от урока-классического, – отметила Елена Михайловна. – В школе презентация или видеоурок использовались не всегда. В дистанционном уроке нет возможности подвести детей к теме, используя различные методические приёмы, детям приходится не «добывать» знания, а получать их в готовом виде.

– Я пишу тему, указывая дату урока, вид деятельности (если это контрольная работа, практическая или урок развития речи). Текст начинаю с приветствия, прикладываю чаще видеоурок, а не презентацию, потому что считаю его более информативным, – подчёркивает Елена Коркина. – На сайте РЭШ размещены видеоматериалы, продолжительность которых не превышает десяти минут, а это значит, что у детей остается возможность потратить больше времени на решение заданий по теме урока: чаще всего, это вопросы теоретического характера по просмотренному, иногда даю несколько практических заданий. Если урок текстовый, то разбавляю его картинками, портретами, схемами, по литературе прикладывает ролики с ютуба, где параллельно идут картины или кадры из фильма и стихотворение или песня на стихи того или иного автора, что позволяет усилить чувственное восприятие. Также включаю в структуру урока видеоматериал физминутки или прописываю упражнения для глаз.

Домашнее задание чаще всего учитель даёт не по учебнику, поскольку многие родители работают и не могут узнать, списал ребёнок или выполнил упражнение самостоятельно, поэтому Елена Коркина использует такие ресурсы, как сайт «ЯКласс» или интерактивную рабочую тетрадь Skysmart, оба сайта позволяют снизить нагрузку как обучающего, так и учителя.

На РСДО пользуется таким форматом предоставления задания, как «Страница», потому что не все телефоны обучающихся поддерживают документы в форматах doc., docx., pdf. и др. А в электронный дневник прилагает pdf. файл, содержащий материалы урока.

– Проверку письменных работ осуществляю на смартфоне, потому что есть возможность рисовать на фото пальцем или стилусом, что позволяет сделать очертания букв плавными (в отличие от аналогичной работы на компьютере мышкой), – отмечает учитель. – Проверенный материал с правками отсылаю в личное сообщение обучающемуся. Если проверяю задание на сайте «ЯКласс» или в интерактивной тетради, то присылаю скриншот ответа, в котором допущена ошибка, и даю текстовый комментарий или записываю голосовое сообщение, несмотря на то, что на сайте ЯКласс есть функция обратной связи, то есть можно оставлять комментарий к заданию, я считаю более надежным написать лично, чтобы разбор допущенных ошибок точно просмотрели.

Интернет-ресурсы, которые Елена Михайловна использует в работе:

LearningApps.org позволяет создать свое интерактивное задание или воспользоваться готовым из огромного банка упражнений, созданных другими учителями.

Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart. Совместно с издательством «Просвещение», онлайн школа Skysmart разработала для учителя и его учеников интерактивные рабочие тетради по основным учебным предметам. В основе рабочих тетрадей лежат задания, которые разработаны группой компаний «Издательство «Просвещение». А это значит, что сами задания интерактивных тетрадей совместимы с учебниками из Федерального перечня и максимально отражают содержание рабочих программ.

Российская электронная школа – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.

«ЯКласс» – образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. Начал работу в 2013 году. Сегодня онлайн-площадкой пользуются 2 миллиона школьников из 40 тысяч школ России, Латвии, Армении, Австрии, Финляндии, Германии, Казахстана и Республики Беларусь. На сайте компании «ЯКласс» размещена база из 1,6 трлн заданий и видеоуроков по 13 предметам школьной программы, ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. 60 % учащихся пользуются сервисом с мобильных устройств.